Легенда о георгии победоносце и змее кратко для детей

Жизнь Святого Великомученика Георгия

Георгий родился в одном из палестинских городков под названием Лидда. Его родители обладали хорошим достатком. Отца, проповедующего христианство, убили за веру, а мать, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь еще не родившегося ребенка, бежала в Сирийскую Палестину. С раннего детства Георгий отличался от своих сверстников силой. После состоял на службе у императора Диоклетиана, который считался хорошим правителем, за исключением того, что он являлся приверженцем язычества. Результатом этого было гонение христиан. Не миновала эта судьба и Святого Георгия. После семидневных пыток, издевательств и насилия ему отрубили голову.

Образ Георгия на монетах Российской империи

На монетах изображение всадника, пронзающего змия, появляется практически сразу после мученической кончины святого. Первые известные сегодня деньги с подобными изображениями относятся к периоду царствования Константина Великого (306-337 года).

Тот же сюжет можно видеть на монетах, относящихся ко времени царствования Констанция II (337-361 годы).

На русских монетах изображение аналогичного всадника появляется в конце XIII века. Так как воин, изображённый на них, был вооружён копьём, то по существовавшей тогда классификации он считался копейщиком. Поэтому очень скоро в разговорной речи подобные монеты стали именоваться копейками.

Когда у вас в руках мелкая российская монета, Георгий Победоносец обязательно будет изображён на её реверсе. Так было в Российской империи, так есть в современной России.

Например, рассмотрим введённую в обращение в 1757 году Елизаветой I двухкопеечную монету. На её аверсе изображён святой великомученик Георгий Победоносец без мантии, но в полном вооружении, поражающий своим копьём змия. Монета выпускалась в двух вариантах. На первом надпись «две копейки» шла по кругу над образом святого. Во втором её перенесли на ленту вниз монеты.

В этот же период монетные дворы выпускали монеты в 1 копейку, деньгу и полушку, на которых также был образ святого.

Храмы, возведённые в честь Георгия Победоносца

Культовые религиозные сооружения, освящение которых прошло в честь этого святого великомученика, возведены во многих странах мира. Безусловно, подавляющее большинство их построено в странах, где официальной религией является христианство. В зависимости от конфессии, написание имени святого может изменяться.

Основными строениями являются церкви, соборы и часовни, возведённые на территории различных стран Европы, Африки и Азии. Наиболее известными из них являются:

1. Храм Church of Saint George. Храм Георгия Победоносца, принадлежащий Иерусалимской ПЦ. Построен в г. Лоре. По легенде, он возведён над гробницей святого.

Новое здание церкви возведено в 1870 году на месте старой базилики с разрешения османских (турецких) властей, контролировавших в то время данную территорию. Здание церкви расположено на одном участке с мечетью Эль-Хидр, поэтому по площади новое строение занимает лишь часть территории бывшей византийской базилики.

В церкви находится саркофаг Святого Георгия.

2. Монастырь Ксенофонта. Десница (часть руки) этого святого великомученика в серебряной раке хранится в монастыре Ксенофонта (Μονή Ξενοφώντος ), находящемся на горе Афон (Греция). Датой основания монастыря считается Х век. Его Соборный храм посвящён Георгию Победоносцу (старое здание – кафоликон — датируется XVI веком, новое – XIX).

3. Свято-Юрьев монастырь. Первые монастыри в честь этого святого были основаны на Руси в XI веке (1030 год) великим князем Ярославом в Новгороде и Киеве. Поскольку святой был более известен в Киевской Руси под именами Юрий и Егорий, то и монастырь основали под одним из этих имён — Свято-Юрьев.

Это один из наиболее древних монастырей на территории нашего государства, которые действуют и в настоящее время. Он имеет статус мужского монастыря РПЦ. Находится рядом с Великим Новгородом на реке Волхов.

Главным храмом монастыря стал Георгиевский собор, к строительству которого приступили в 1119 году. Работы завершились спустя 11 лет и 12.07.1130 собор освятили во имя данного святого.

4. Храм Сан-Джорджио-ин-Велабро. Культовое сооружение Сан-Джорджио-ин-Велабро (итальянская транскрипция названия San Giorgio al Velabro) представляет собой храм, находящийся на территории современного Рима, на бывшем болоте Велабр. По легенде, именно здесь были найдены Ромул и Рем, основатели Рима. Это старейший храм Георгия Победоносца из находящихся на территории Италии. Отсечённая глава и меч, принадлежавшие этому святому, захоронены под главным алтарём, который выполнен из мрамора в стиле косматеско. Работа датирована XII веком.

Святые реликвии находятся в часовне под алтарём. Предусмотрена возможность для поклонения этим реликвиям. До недавнего времени здесь же хранилась ещё одна святыня – личное знамя святого, но его 16.04.1966 подарили римскому муниципалитету, и теперь оно хранится в Капитолийских музеях.

5. Часовня-реликварий Сент-Шапель. Часть мощей Георгия Победоносца хранится в Сент-Шапеле (французская транскрипция названия Sainte Chapelle), готической часовне-реликварии, находящейся в Париже. Реликвия сохранена королём Франции Людовиком Святым.

Иконография[править | править код]

Русская икона конца XV века (полная композиция)

Новгородская икона XV века (сокращённая композиция)

Изображения Георгия в образе всадника появляются в X—XI века на его родине в Каппадокии, но миниатюры, изображающие его победу над драконом, известны с IX века (псалтырь Лобкова).

Иконописный подлинник приводит следующее пространное описание сюжета, который должен быть изображён на иконе:

Новгородская икона XV века (сокращённая композиция). ГТГ

Однако в большинстве случаев на иконах изображают сокращённую композицию: конный воин поражает копьём змия, а с небес его благословляет Христос или его рука. Иногда над главой Георгия изображают ангела с венцом в руках. Город на иконах обычно изображают в виде башни. Отличительной чертой русских икон, изображающих этот сюжет, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.

В иконописи сюжет чуда Георгия о змие представлен как мистическая битва между добром и злом. При этом «Георгий не делает усилий, его господство над врагом выглядит как нечто извечное и предопределенное свыше».

«Чудо Святого Георгия о змие»

Икона Георгия Победоносца представляет Святого в различных образах. Как уже говорилось выше, наиболее распространенным является изображение на коне с копьем, где он убивает змея. Ему предшествует следующая легенда, согласно которой действие происходило через много лет после смерти Георгия. В озере с питьевой водой, недалеко от Бейрута, поселился страшный змей. Чтобы жители могли спокойно набирать воду, каждый месяц змею на съедение отдавали молодую девушку или парня. Это продолжалось до тех пор, пока во всем селении осталась лишь одна девушка — дочь правителя. Когда девушка стояла и плакала на берегу озера, перед ней неожиданно появился Святой Георгий, который убил этого змея.

Смысл, который воплотила в себе икона Георгия Победоносца, предельно ясен и символичен: как Святой победил змея, так и христианская Церковь с помощью многочисленных чудес и всепоглощающей любви к ближнему положила конец многовековому террору язычества.

https://religiya.temaretik.com

Многие верующие люди знают об этом святом, да и не слишком религиозные люди слышали о нем. Но вот о чем молятся иконе Георгия Победоносца, знает далеко не каждый человек. А ведь именно этот святой считается исполнителем просьб об исцелении.

Значение иконы святого Георгия Победоносца

Для начала давайте разберемся, что олицетворяет собой этот лик. Георгий Победоносец чаще всего изображен с копьем и попирает ногами змея. Считается, что этот святой во времена гонения христиан во всеуслышание объявил себя таковым и раздал все имущество притесняемым людям. После этого он был подвергнут пыткам, и принял казнь. Но перед этим, он сумел молитвой разрушить идолов в храме.

Таким образом становиться понятно, что икона Георгию Победоносцу означает то, что он является защитником людей от зла, в том числе и от дьявольских происков. Ведь недаром, как уже было сказано выше, он изображен с оружием в руках и на белоснежном коне.

Кстати, это еще значит, что икона Георгию Победоносцу является тем символом, который часто используют воины. Например, его лик можно часто встретить в храмах, построенных на территории военных частей или городов.

Икона Георгия Победоносца, ее значение и в чем она помогает

О символическом значении данной иконы мы уже говорили. Исходя из истории жития этого святого, считается, что он является покровителем военнослужащих, а также тех, кто по какой-то причине находится в зоне боевых действий. Этой иконе часто молятся и просят мира и защиты от врагов для себя и своих близких. Для того чтобы попросить содействия этого святого можно поставить свечку рядом с его ликом и озвучить свое желание.

Кроме уже перечисленного, считается, что Георгий Победоносец способен защитить от болезней. Многие люди приходят в храмы для того, чтобы попросить у его иконы содействия в борьбе с недугом. Считается, что можно попросить у него даже избавления от бесплодия.

К иконе этого святого подходят с просьбами и мужчины, и женщины, и дети, ведь Георгий Победоносец помогает всем, кто верит, что то, о чем просит, обязательно исполнится.

Если человек хочет попросить поддержки у Георгия Победоносца то он читает молитву, с которой принято обращаться к этому святому. Даже простые, но искренние слова будут все равно услышаны.

Молитва Георгию Победоносцу

Где можно поклониться иконе великомученика

Икона святого Георгия Победоносца присутствует во многих православных храмах. Как и прежде, эта великая святыня продолжает защищать верующих людей от различных опасностей, дарить чудеса исцеления, помогать в тяжелых жизненных ситуациях.

Наиболее знаменитые списки, помолиться у которых стремится огромное количество христиан, расположены в следующих местах:

  • в стенах собора, названного в честь Святого Великомученика (Старые Лучники);
  • в Георгиевском храме Одинцовского благочиния (Московская епархия);
  • в поселке Монино в церкви, носящей имя Георгия Победоносца.

Жители Москвы или приезжие люди могут поклониться как иконам, так и мощам богоугодника. Частичка этой величайшей святыни хранится в столичном храме, расположенном на Поклонной горе.

Битва Георгия со змеем

Победа Георгия над ядовитым змием – один из самых известных подвигов святого, совершенный им уже в загробной жизни.

Легенда гласит, что существовал на земле город, жители которого поклонялись языческим богам. Возле этого города обитал ужасный дракон, пожирающий скот, вытаптывающий поля и отравляющий воздух ядовитым газом.

Обратившись к своим богам за помощью, жители города получили совет: ежедневно отдавать чудовищу одного юношу или девушку. Так горожане и поступали, пока очередь не дошла до дочери царя. Когда ее отвели к змею, появился всадник на белом коне. Узнав, что возле города бесчинствует чудовище, всадник усмирил его и спас девушку.

Царевна привела покорного змея в город на поводке, и жители попросили Георгия убить чудовище. Святой исполнил их просьбу и рассказал, что справиться с ним ему помогла православная вера. Все жители языческого города приняли христианство.

Эта история отражает непримиримую борьбу христианства со злом и неверием в силу православной веры. Великий подвиг Георгия состоит в том, что он смог привести язычников к богу.

В чем помогает икона Георгия Победоносца и ее значение

Этот Святой известен многим православным людям, но о нем также были наслышаны и не сильно верующие. Однако что можно просить у божественного лика знают далеко не все, а ведь этот образ способен исцелить любого кто искренне попросит.

Значение иконы Георгия Победоносца

Святыня, где воитель убивает змея верхом на коне, олицетворяет собой необычайное благородство и величие проявленной воинской храбрости. Его даже изображают на некоторых гербах и монетах, а в Грузии этот лик одним из первых чтится после Царицы Небесной.

Великомученик Георгий Победоносец относится к лику святых благодаря своим страданиям, которые он претерпел из-за своей православной веры, такой сильной, что не мог променять ее на богатство или власть

Вера, вот что действительно сильное и самое важное, что может быть в жизни человека

Все вышесказанное в точности соответствует образу Святого.  По сохранившимся до наших дней историям, еще, будучи в тюремном заключении, он мог помогать всем желающим, которые обращались к нему в просьбе. Он взывал в мольбе к Богу и тот слушал его и выполнят его прошения, даруя нуждающимся исцеление и помощь.

Одно из самых великих чудес которое сотворил Великомученик так это – спасения всего города от устрашающего змия. Молитвами и своей непреклонной верой вызываемой к Всевышнему он смог одолеть чудовище. Святой убил змея, спас жителей и их души от влияния дьявола, породив в них надежду и веру в Господа, призывая людей принять христианскую веру.

Дни почитания великомученика

Даты, когда Победоносца вспоминают, как св. Георгия, вписаны в церковных календарях для православных верующих:

  1. 9 декабря. Празднование освящения церкви, построенной во имя Георгия на территории Киева в XI веке. Дата среди крестьян прозвана Юрьевым днем, установлена еще Ярославом Мудрым.
  2. 23 ноября. Напоминание о пытках, жесточайшем колесовании Георгия.
  3. 16 ноября. Отмечают создание нового собора, воздвигнутого вокруг мощей святого Георгия Победоносца.
  4. 6 мая. Вспоминают о гибели преподобного Святого.

Кроме того, по православному календарю отмечают День ангела Георгия. Священнослужители считают, что при наступлении Дня Ангела необходимо посещать церковь, совершать молитвы перед ликом святого. Дни для почитания Георгия: 16 ноября, 6 мая. Именины празднуются дважды в год, с помощью молитв, возносимых покровителю.

Геральдика[править | править код]

Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи.

Георгий Победоносец со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIV—XV веков появляющееся в московской геральдике. Во время правления Ивана III изображение всадника-змееборца утвердилось как герб Московского княжества. В 1710-х годах первым всадника на московском гербе назвал святым Георгием Пётр I.

В Российской империи щит с фигурой всадника, поражающего змия, был частью Большого государственного герба империи:

Герб Москвы.

В настоящее время эта фигура в гербе Российской Федерации описывается так «в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея», то есть без прямой ссылки на святого Георгия, и изображается без нимба. В то же время в гербе Москвы говорится о святом Георгии, поражающем именно змия:

Житие

Детство и юность

Родился он в семье христиан в Каппадокии в конце 3 века. В раннем возрасте остался без отца. Будучи верным христианином, тот погиб как мученик. Мать увезла сына на свою родину в город Лидда (современное название – Лод, Израиль).

Интересный факт

В этом городе позже Георгий и был захоронен. В настоящее время гробница святого расположена под православным храмом, возведенным в его честь. Там хранится часть останков великомученика и цепь, которая была на нем в темнице перед смертью. Считается, что она лечит душевные болезни.

Мать с детства прививала мальчику любовь к Иисусу Христу, помогла получить хорошее образование и оставила богатое наследство.

Воинская служба

Георгий поступил на воинскую службу, где на храброго юношу обратил внимание император Диоклетиан. Уже в 20 лет молодой человек получил почетное звание начальника над тысячью воинов

Арест

Будучи язычником, император усилил борьбу с христианами (этот факт известен в истории как “Великое гонение”, последнее и самое жестокое преследование верующих в Иисуса в Римской империи в начале 4 века). Георгий не смог оставаться в стороне. Он раздает все свое имущество, отпускает на волю рабов и раскрвает перед императором свою веру, что означает для святого верную гибель. Диоклетиан призвал его отречься от Иисуса, но получив отказ, приказал арестовать и подвергнуть пыткам.

Пытки и колесование

Когда же охранники повели его в темницу, их копья стали гнуться и ломаться, как только прикасались к телу осужденного. Император разозлился еще сильнее и приказал колесовать своего бывшего воина. Его привязали к колесу. Внизу установили доски с острыми железными наконечниками, которые терзали тело пленника при вращении. Несмотря на тяжкие мучения Георгий молился Господу и благодарил его. А когда все думали, что святой погиб, появился Ангел и излечил его.

Полезные материалы

Язычники, ставшие свидетелями чуда, уверовали, но император лишь еще больше разозлился. Жестокие мучения пленника продолжались 8 дней. Его засыпали негашеной известью, пытали раскаленным железом, били и даже заставили выпить отраву. Но ничего не действовало. Господь всякий раз спасал своего преданного последователя, и даже помог ему воскресить мертвого.

Казнь

Накануне казни вмч. Георгия посетил Господь, успокоил и возложил ему венец. На следующий день святому отрубили голову.

Вместе с великомучеником казнили и жену императора Александру. Произошедшие с пленником чудеса вдохновили ее отречься от язычества, за что она и была наказана супругом.

Российские корни «византийского святого»

Большинство историков не могут или не хотят понять, что этот святой не был византийским, а являлся одним из первых появившихся на Руси государственных руководителей, царей-ханов.

В святцах есть упоминание о нём как о святом великом князе Георгии Всеволодовиче, фактическом «дубликате» Георгия Даниловича, которого историки династии Романовых засунули в век XIII, вместе с великим «монгольским» завоеванием.

До XVII века Русь прекрасно знала и хорошо помнила, кем был святой Георгий на самом деле. А потом его просто выбросили, как и память о первых русских царях, заменив это «византийским святым». Отсюда и начинаются кучи нестыковок в нашей истории, которые легко устраняются, стоит лишь вернуться к истории настоящей.

«Чудо Святого Георгия о змие»

Икона Георгия Победоносца представляет Святого в различных образах. Как уже говорилось выше, наиболее распространенным является изображение на коне с копьем, где он убивает змея. Ему предшествует следующая легенда, согласно которой действие происходило через много лет после смерти Георгия. В озере с питьевой водой, недалеко от Бейрута, поселился страшный змей. Чтобы жители могли спокойно набирать воду, каждый месяц змею на съедение отдавали молодую девушку или парня. Это продолжалось до тех пор, пока во всем селении осталась лишь одна девушка — дочь правителя. Когда девушка стояла и плакала на берегу озера, перед ней неожиданно появился Святой Георгий, который убил этого змея.

Смысл, который воплотила в себе икона Георгия Победоносца, предельно ясен и символичен: как Святой победил змея, так и христианская Церковь с помощью многочисленных чудес и всепоглощающей любви к ближнему положила конец многовековому террору язычества.

Православная церковь вспоминает святого Георгия трижды в году

День святого Георгия Русская православная церковь отмечает 6 мая (23 апреля по старому стилю). В этот день в 303 году великомученик Георгий был казнен.

Православная Грузия отмечает особый день памяти Святителя, 10 ноября, как день колесования святого великомученика. В 1891 году, в Грузинском селении Каха, выстроили храм в честь Георгия Победоносца. В этот храм почтить память святого стекаются люди разных конфессий.

Житие, фрагмент колесования святого Георгия Победоносца. Монастырь Пантократор, Афон, XVII век

16 ноября произошло освящение храма великомученика Георгия в Лидде, где находятся мощи святого, и цепь, в которую был он закован во время пыток. В этот день и Русская православная церковь вспоминает Святителя.

9 декабря (26 ноября) вспоминают освящение Киевского храма святого Георгия.

В славянской традиции

В народной культуре славян — защитник скота, «волчий пастырь».

В народном сознании сосуществуют два образа святого: один из них приближен к церковному культу св. Георгия — змееборца и христолюбивого воина, другой, весьма отличный от первого, к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Так, в народных легендах и духовных стихах воспеваются подвиги святого воина Егория (Георгия), устоявшего перед пытками и посулами «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразившего «люту змию, люту огненну». Мотив победы св. Георгия известен в устной поэзии восточных и западных славян. У поляков св. Ежи сражается с «вавельским смоком» (змеем из краковского замка). Русский духовный стих, также следуя иконописному канону, причисляет к змееборцам и Феодора Тирона (см. Сказание о подвигах Фёдора Тиринина), которого восточно- и южнославянские традиции тоже представляют всадником и защитником скота.

Другой народный образ святого связан с началом весны, земледелием и скотоводством, с первым выгоном скота, который у восточных и части южных славян, а также в восточной Польше часто бывает на Юрьев день. В русских (костром., твер.) обходных юрьевских песнях обращаются к св. Егорию и св. Макарию:

В хорватских песнях того же дня и назначения св. Георгий приезжает на «зелёном», то есть сером в яблоках, коне:

Некоторые хорватские юрьевские тексты близки к текстам вучаров:

У хорватов и словенцев в обходе дворов с юрьевскими песнями главная фигура — «Зелёный Юрий» (Zeleni Juraj) — мальчик, покрытый с головы до ног зелёными ветками, изображающий св. Георгия (ср. полес. куст). В тех же хорватских песнях в Юрьев день иногда присутствует мотив змееборчества и похищения змеем девицы. Словенцы в Помурье водили «Зелёного Юрия» или «Весника» (Zeleni Jurij, Vésnik — от словенского диалектного vésna «весна») и пели:

В Штирии ребята пели:

и при этом деревянным ключом ковыряли землю. В центральной Белоруссии юрьевские обходчики «будили» св. Юрия:

а пасхальные волочебники обращались к святому:

В восточной Моравии в Смертное воскресенье (предпоследнее перед Пасхой) молодежь распевала:

Для болгарских и восточносербских юрьевских песен характерен мотив подковывания коня и объезда полей: «Свети Гиоргия коня кове се от сребро и от злато…» (Святой Георгий подковывает коня серебром и золотом…),

В Приангарье Егория Храброго чтили как покровителя лошадей, в его день на лошадях не работали. В Пиринской Македонии (Петрич) полагали, что св. Георгий — повелитель весеннего дождя и грома: вместе с пророком Ильёй он разъезжал на коне по небу, и от этого слышался гром. В сёлах околоПловдива воспринимали святого как хозяина и «держателя» всех вод: он убил змея, чтобы дать людям воду.

Как почитают Георгия Победоносца в разных странах?

Георгий Победоносец — один из самых известных святых в христианском мире. Он стал необыкновенно любим в народе ещё со времён раннего христианства. Его считают покровителем земледельцев, пастухов и воинов.

Статья по теме

Святые земли Русской. Они сформировали реальность, в которой мы живём

Святого Георгия считают своим небесным покровителем Милан и Москва, Генуя и Стамбул и все русские города, названия которых начинаются на «Юрьев»; а также страны: Великобритания и Греция, Каталония и Арагон, Литва и Португалия, Германия и Грузия. Грузины обращаются к святому с просьбами об удаче на охоте, об исцелении, о приплоде скота, о защите от зла, о рождении детей. Православные в Болгарии, Сербии и Македонии молят его о ниспослании дождя. В Европе святому Георгию молились об избавлении от заразных болезней и от ядовитых змей. Святого Георгия исламские народы Африки почитают под именем Джирджис и народы Ближнего Востока — под именем аль-Хидр.

В день памяти святого Георгия Победоносца в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище. День великомученика Георгия в народе называют «Юрьев день».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector