Феминизм в современном обществе

История феминизма

Невозможно точно отметить, когда и в какой стране появился феминизм, ведь одиночные инициативы женщин нигде не учитывались. Обеспеченные женщины не поднимали подобных вопросов, а у бедных не было возможности быть услышанными.

По официальной версии первая феминистка появилась в США. В период Войны за независимость (1773-1783 гг.), супруга будущего второго президента США Джона Адамса Эбигейл Адамс открыто призвала предоставить избирательное право женщинам.

Она вошла в Национальный зал славы женщин со своей цитатой, написанной в письме мужу в 1776 году:

«Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов.» Эбигейл Адамс

С этого момента феминизм в Америке начал набирать силу. Некоторые штаты прислушались к Эбигейл Адамс и предоставили женщинам право голоса, но на национальном уровне этот вопрос так и оставался открытым. Лишь в 1920 г. в Америке приняли поправку к Конституции, в которой за женщинами закрепили право голоса на государственном уровне.

В Европе движение феминисток проходило гораздо сложнее. В 1791 г., по примеру США женщины потребовали право голоса. Ярая феминистка Олимпия де Гуж написала декларацию о правах женщины и гражданки.

Конвент не принял декларацию и запретил общественное движение женщин. Олимпию де Гуж отправили на гильотину, а права женщин урезали до минимума. Женщин лишили всех прав и свобод, полностью подчинив их мужчинам.

По факту, в Кодексе Наполеона, принятом в 1804 г., узаконили притеснение женщин. Им запрещено было владеть и распоряжаться имуществом, выступать в суде и даже появляться в общественных местах без сопровождения мужа. Примерно такая же картина происходила во всей Европе.

В Российской Империи начало женского движения пришлось примерно на 1850 г. Женщины организовывались в сообщества, которые в основном занимались благотворительностью, просвещением и социальными проектами. Общество оценило работу женщин, и правительство даже финансировало некоторые проекты, фактически признав равноправие женщин.

К концу XIX в., организации женщин набрали силу, влияние и переняли некоторые мировые идеи феминизма. Требования избирательного права стали звучать всё громче, но услышаны были лишь в 1917 г. Незадолго до Великой Октябрьской революции, Временное правительство предоставило женщинам равные права с мужчинами, стремясь найти новых союзников в то непростое время.

Феминизм в СССР поддерживался, но в государственных интересах. Стремясь вывести женщин из подчинения мужчин, государство превращало их в политическую и экономическую единицу.

Можно ли быть феминисткой и при этом брить ноги и носить макияж

Критика «женственности» появилась во время второй волны феминизма, в 60‑х годах прошлого века. Активистка Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» связывает представление о «женском счастье» с необходимостью американского государства скинуть на кого-то домашнюю работу, заботу о детях и пожилых членах семьи. Она доказывает, что женские ценности, которые называют традиционными, на самом деле навязаны обществом.

О внешнем проявлении женственности говорила феминистка Наоми Вульф в книге «Миф о красоте». В своей работе она критикует нереалистичные стандарты красоты и требования к современным женщинам — они должны строить карьеру, следить за домом, воспитывать детей и при этом всегда выглядеть с иголочки. И тем не менее писательница ничего не запрещала

Она лишь обращала внимание, что женщина не обязана делать того, что её обременяет

Картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом»

В книге «Тело дрянь. Донесения с фронта (и из тыла)» писательница Мара Олтман делится личным опытом отношений со своим телом и погружается в исследования стандартов красоты. Большая часть её работы посвящена бритью — изучая историю этой практики, она показывает, как в начале XX века глянец и создатели рекламы средств для бритья буквально навязали женщинам идею удалять волосы с тела.

Не менее обсуждаемой практикой среди феминисток становится вопрос, использовать макияж или нет. 

Эти дискуссии привели к появлению понятия «липстик-феминизм». Представительницы течения отстаивают право женщин называться феминистками, не отказываясь от внешних проявлений женственности и сексуальности. Похожую философию разделяют представители бимбо — субкультуры, которую можно изучить в Тиктоке по хештегам #bim­bon­a­tion и #bim­botok. Изначально слово «бимбо» применялось к конвенционально привлекательным, сексуализированным и якобы не слишком умным женщинам — такое определение слова даёт Оксфордский словарь. Представители поколения Z перевернули смысл термина и обратили сексуальность, нарочитую инфантильность и феминность на сторону борьбы с токсичной маскулинностью и любым проявлением дискриминации. Бимбо намеренно используют атрибуты женственности, чтобы размыть представление о том, как должны выглядеть феминистки.

Современный феминизм борется с дискриминацией по полу и гендеру. Одним из проявлений угнетения женщин мужчинами является представление о женских качествах и счастье, которые преподносятся как единственный возможный сценарий жизни и модели поведения. Феминистки борются за право женщин выбирать, как им жить и выглядеть. Они не запрещают брить ноги, заниматься домом и красить ногти, а лишь выступают за возможность этого не делать, если не хочется.

Привилегии женщин в РФ

Мне совсем не понятно зачем поддерживать феминизм, когда у женщин действительно больше прав, нежели у мужчин? Например, не существует аналога материнского капитала у отцов. А что, если отец воспитывает детей один? Также женщины не служат в армии. На это обычно отвечают что-то про беременность, что мол мужчины не рожают, но ведь необходимость родов не прописана в законодательстве РФ и от неё не нужно “косить”, как от службы в армии. Если вы не использовали контрацептивы, это уже ваша проблема, а ни какой ни аргумент для феминизма. Также женщины могут использовать беременность в своих целях. Например, они могут забеременеть чтобы избежать тюремного наказания. Вы можете сказать что это смешно, но это совсем не смешно и такие случаи не выдумка. Кроме того, если работы не будет, женщина может просто начать торговать своими интимными фото и видео и заниматься чем-то подобным. Мужчине же придётся за копейки заниматься рутиной. Кстати, никогда не понимал тех идиотов, которые отправляют деньги этим проституткам.

И я не говорю о всяких мелочах вроде того, что женщин в некоторые заведения пускают бесплатно, когда с мужчин же просят деньги, дают им скидки и иные привилегии. Парней с юных лет учат не трогать девочек, помогать им и так далее. Нет, я не говорю что их нужно бить, но когда какая-то наглая дура лезет к тебе и тебе говорят терпеть, ведь ты мужчина, то это просто нелепость, которая ужасно бесит. Смириться с этим может только покорный дурак. Кстати говоря, некоторые особы и вовсе утверждают, что у нас патриархат в стране. Глупость. У нас его нет совсем, есть только какие-то “скрепы” вроде псевдо-духовности и прочего. То, что президент мужского пола, ещё не означает, что в стране патриархат. Более того, Путин скорее фигура, а не реальный правитель. Да, знали ли вы, что женщины составляют большинство в аппарате суда, государственном секторе и не только?

Я не являюсь сторонником “мужских движений”, ведь, как и феминизм, они не могут быть полноценными идеями, они могут быть лишь частью. Но у этих мужских движений куда больше оснований существовать, чем у феминисток. Вы наверное не знаете, но женщин судят куда менее строже, чем мужчин. Есть в конституции РФ статья 19, которая гласит следующее: “1. Все равны перед законом и судом.” Но почему-то женщины “равнее”. Часто они получают лишь условные сроки, в то время как представителей мужского пола судят по всей строгости. Какой тут может быть патриархат?

Вклад марксистского феминизма

Вместе с социализмом в России появились идеи феминизма. Однако он не был таким же, каким мы привыкли видеть его сегодня. Это было марксистское направление. Его поддерживали активистки Клара Цеткин, Роза Люксембург и Александра Коллонтай. Сторонницы движения считали, что социалистическое общество возможно только с женской эмансипацией. Поэтому феминизм в СССР служил больше на благо социализма и рабочего класса, а не женщин как отдельно взятой угнетённой группы.

Этим и определялось дальнейшее развитие гендерного вопроса. Всё, что касалось проблем женщин, должно было идти на пользу государства и коммунизма. Когда произошла революция, правительство полностью узаконило женские права, потому что изменения должны были быть радикальными. Однако потом политика в отношении женщин противоречила изначальной эмансипации, так как та не давала нужных правительству результатов.

Есть ли феминизм в системной оппозиции

Представители системной оппозиции на протяжении последних пяти-семи лет пытаются так или иначе работать с женской повесткой. Есть, например, Социал-демократический союз женщин, связанный со «Справедливой Россией». В разные годы его участницы проводили круглые столы на тему женского лидерства в политике и бизнесе, поднимали тему домашнего насилия. Правда, в регионах активность сводится в основном к патриотическим и благотворительным акциям. Женское движение с 2018 года появилось и при петербургском отделении ЛДПР. При поддержке КПРФ действует Всероссийский женский союз «Надежда России». Судя по информации на сайтах организаций, на вопросах равноправия мужчин и женщин эти ответвления не только не специализируются, но зачастую даже не пытаются их продвигать. Единственной зарегистрированной политической партией, в программе которой есть гендерный вопрос, является «Яблоко». В его составе есть фракция, образованная в 2002 году.

— Помимо темы равных возможностей для мужчин и женщин, у нас есть еще тема защиты прав ЛГБТ. Права мужчин мы тоже защищаем, например, чтобы отцы имели право оставить детей при разводе, — рассказывает председательница гендерной фракции «Яблока» Галина Михалёва. — В тематике социально-либеральной партии эта тема должна присутствовать. 

Фракция работает по нескольким направлениям: информационное (выпускает собственный журнал «Знак равенства», делает заявления и рассылает резолюции в органы власти), сотрудничает с женскими НКО, поддерживает женщин-кандидатов на выборах всех уровней. 

Но Галина Михалёва признает, что темой гендера даже в такой партии, как «Яблоко», поначалу было заниматься сложно: 

— Были случаи, когда мои выступления на эту тему коллеги «захлапывали» и «затаптывали». Поднимать такие вопросы раньше казалось неприличным. Потребовалось 20 лет, чтобы это преодолеть. Сейчас есть запрос на гендерные вопросы. Ситуация в этом плане изменилась, может быть, года три-четыре назад. На мой взгляд, помогла третья волна западного феминизма, движение #MeToo и тот консервативный откат, который произошел в нашей стране, декриминализация домашнего насилия и так далее. Вспомним также, что до сих пор есть запрещенные профессии, проблема неравенства зарплат у мужчин и женщин. Хотя раньше гендер путали с тендером. 

Политолог Наталия Елисеева считает, что системная оппозиция не может повлиять на «женский вопрос» в принципе: «Справедливая Россия», которая работает с Социал-демократическим союзом женщин, по ее мнению, стремительно теряет электорат, а электорат «Яблока» слишком специфичен. 

Что такое феминизм простыми словами

Простыми словами феминизм — это борьба за права женщин. Но на деле он охватывает намного более широкий круг социальных проблем. До сих пор не сформировано единое понятие феминизма, поэтому в литературе в настоящее время можно насчитать порядка 300 различных определений.

Феминизм как явление рассматривается с двух сторон:

  1. Политическое движение. С этой стороны феминизм рассматривается как борьба за равноправие, наделение женщин полным объёмом гражданских прав, уравнение в избирательных правах с мужчинами. 
  2. Интеллектуальное движение. Феминизм как интеллектуальное женское движение определяет его скорее как философское течение и охватывает ещё больший круг вопросов и проблем.

Постмодернистский феминизм

Постмодернистский феминизм критикует бинарную систему «женщина»/«мужчина», деконструирует эти понятия и стремится размыть границы и отказаться от строгой гендерной системы ради более сложной и многогранной реальности.

Для этого направления очень большое значение имеют работы американского философа Джудит Батлер: она анализирует, как гендер становится культурным знаком, приказывающим телу вести себя в соответствии с биологическим полом. Она говорит о том, что общество гетеронормативно и оно отказывается признавать полноценным любого члена общества, который не соответствует гендерным нормам.

Алина Павлович

По собственному определению, «умеренная, нерадикальная» феминистка Алина Павлович, несмотря на молодой возраст, добилась признания в России и за ее пределами благодаря «позитивным и конструктивным идеям». Этой темой девушка заинтересовалась в 16 лет, ее возмущало нарушение прав женщин, бытовое и семейное насилие, дискриминация по половому признаку. Алина считает, что насилие в семье – одна из важнейших проблем в нынешней России. Девушки, которые с этим столкнулись, предпочитают не обсуждать данную тему с посторонними людьми, боятся открыто говорить.

Павлович также считает, что родители допускают серьезные ошибки в воспитании детей, например, когда говорят, что девочка не должна злиться, если мальчик дергает ее за косы: ведь так он проявляет симпатию, и это хорошо. Женщина с детских лет привыкает подчиняться и потакать мужчине, такое поведение поощряют взрослые и родители. По мнению феминистки, среди молодежи мало тех, кто понимает, что такое феминизм, и большинство парней и девушек до сих пор придерживаются патриархальных взглядов, как и старшее поколение.

Алина Павлович, фото: соцсети

О новых нормах мужественности и женственности

Попытки систематизировать эти данные есть, но их довольно сильно критикуют. Когда мы говорим о новой мужественности и новой женственности, мы все равно сохраняемся в бинарном восприятии мира (маскулинность/мужественность и феминность/женственность), что не совсем отражает полноту реальности. Но этот пункт еще базируется и на том, что мы предполагаем, что есть нечто общее, что объединяет всех мужчин и женщин, что позволяет эту мужественность и женственность проявлять.

Мы предполагаем, что маскулинность и феминность очень важны для нашей организации реальности. И на самом деле за этим кроется большая ловушка, поскольку если мы начнем из этого конструировать новую маскулинность и новую феминность, то придем к тому же, от чего пытаемся уйти.

Мне кажется, что новые нормы, к которым мы движемся, заключаются в свободе выбора относительно того, как себя проявлять с точки зрения гендера. Также это свобода выбора, как вообще организовывать свою жизнь. Если тебе, цисгендерной гетеросексуальной женщине, например, нравится строить нормативную нуклеарную семью, где у тебя есть муж, дети и ты занимаешься хозяйством, то почему нет? В то же время, если ты цисгендерная гетеросексуальная женщина и ты хочешь строить свою карьеру, тоже пожалуйста: никто тебе это не запрещает.

То же самое с мужчинами. Если тебе близок взгляд на определенное устройство маскулинности и ты считаешь, что все мужчины обязательно должны отслужить в армии (некий обряд инициации, доказывающий, что ты стал мужчиной), то в целом тебя никто не ограничивает. Но в то же время если ты разделяешь феминистскую повестку и взгляды движения маскулизма, то предполагается, что ты не поддерживаешь идею традиционного разделения труда. Например, ты вовлеченный отец и адепт генеративного отцовства, которое подразумевает, что воспитание происходит с ответом на актуальные вызовы современности. Отец занимается воспитанием таким образом, чтобы ребенок был эмоционально развитым и его потребности в рамках социальной реальности удовлетворялись. Это нацеленность на воспитание будущего поколения

И тебе хочется быть дома, заниматься хозяйством и воспитывать детей, при этом не важно, кто твой партнер: женщина, мужчина или несколько партнеров

На мой взгляд, когда мы говорим про гендерные перемены, то мы в первую очередь движемся в некий континуум, где нет четко зафиксированных «в цементе» маскулинности и феминности, когда мы рафинированно проявляем либо мужественность, либо женственность. Движение к неким комбинациям маскулинности и феминности либо отказ от них и дает нам некоторую свободу и порождает гендерные перемены.

Гендер

Важно различать понятия «пола» и «гендера». Пол — набор врожденных , которые отличают мужчин от женщин

Биологический пол определяют по первичным и вторичным половым признакам — в основном к ним относятся видимые отличия в гениталиях.

Гендер же — это набор социальных норм, которые не являются врожденными и существуют только в рамках культуры. Например, женщина — «хранительница очага», а мужчина — «добытчик», которому к тому же нельзя плакать. Вокруг гендера сформировалось множество стереотипов. Некоторые считают, что женщины хуже мужчин справляются с решением логических задач, а мужчины с рождения интересуются техникой. На самом деле это не так, и нейробиологи давно опровергли популярные гендерные стереотипы.

Социальная экономика

В кадре не только девушки: как устроен гендерный дисбаланс в кино

Если биологический пол совпадает с внутренним самоощущением и человек принимает предписываемую гендерную роль, его называют цисгендером (то есть, «по эту сторону» гендера). Но это не единственный вариант. Например, есть интерсекс-люди — те, чьи первичные или вторичные половые признаки не вписываются в стандартные представления о мужском или женском теле. Например, форма гениталий может быть мужской, а репродуктивная система — женской. Кроме того набор хромосом у интерсекс-человека может отличаться от типичных XY для мужчин и ХХ для женщин. В норме возможны вариации XХY, XХYY и другие. Из-за этого «генитальный пол», который определяют акушеры по внешним признакам, может отличаться от хромосомного или гормонального.

Антирасистскийфеминизм

Несмотря на то что феминистское движение стремится говорить от лица всех женщин, его нередко обвиняют в игнорировании проблем меньшинств

Движение антирасистского феминизма ставит во главу угла идею о том, что феминизм не должен ограничиваться борьбой за права белых представительниц среднего класса и должен обращать внимание на проблему угнетения женщин разных рас. Антирасистский феминизм включает в себя борьбу с сексизмом, расизмом и классовым угнетением

Писательница и поэтесса Элис Уокер впервые употребила термин «womanism» — альтернативу термину «феминизм», который подразумевает также защиту женщин разных рас и разного происхождения.

Равноправки всей России, объединяйтесь!

Как уже отмечалось, многие русские феминистки не называли себя так, более того — относились к понятию «феминизм» презрительно. Вместо этого слова некоторыми использовался термин «равноправки», что отражало идею борьбы за равные права. В начале XX века у женщин уже был огромный опыт в создании организаций, что и позволило объединить тысячи девушек в работе над равноправием.

Несмотря на небольшую численность (около 1000 человек в среднем), оно было чрезвычайно влиятельным. В 1906 году был открыт Отдел избирательных прав, и в течение года РЖВБО завалило чиновников петициями и требованиями. Письма были направлены премьер-министру, Госсовету, всем министрам, 51 губернатору, 46 предводителям дворянства, сотням земств и городских дум. Но, увы, время петиций прошло.

Пожалуй, самыми известными участницами Союза были Анна Милюкова и Ариадна Тыркова. Анна Милюкова (1861–1935) была дочерью ректора Троицко-Сергиевой академии и немалыми усилиями избежала судьбы «матушки». Для этого ей пришлось уйти из дома и зарабатывать самостоятельно, что даже при хорошем образовании было непросто. Затем она вышла замуж в Павла Милюкова, ставшего лидером кадетов. Несмотря на такой брак, Павел Милюков долгое время оставался последовательным противником женского равноправия и голосовал против присоединения женского союза к общему движению.

Ариадна Тыркова-Вильямс, напротив, была окружена революционерами с юности, несмотря на респектабельное помещичье происхождение. Ее брат, Аркадий Тырков, участвовал в покушении на Александра II и был сослан. Ее двоюродная тетя Софья Лешерн фон Герцфельд вела пропаганду среди крестьян, участвовала в нелегальной деятельности, стала первой революционеркой, приговоренной к смертной казни в 1879 году. Затем приговор заменили каторгой.

Трансфеминизм

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>class=»spec half-grid»>

Трансфеминизм — направление феминизма, борющееся за права трансгендерных женщин и поднимающее вопросы гендерной идентичности, которыми занимаются не все феминистские течения. Трансфеминистсткое движение борется с сексизмом и трансфобией и поддерживает других людей, не вписывающихся в бинарную гендерную систему. Трансгендерные женщины подвержены пересекающимся видам дискриминации — трансфобии и мизогинии; такой вид угнетения описывают общим термином «трансмизогиния». В среде радикальных феминисток достаточно высок уровень трансфобии.

Изображения: WikiArt (1, 2),

Женская мизогиния:
Что заставляет нас
презирать свой пол

От аутинга до эйджизма:
Словарь злободневных
терминов

Ирина Юкина

Автор книги «Русский феминизм как вызов современности», которую американское издание «Критика» назвало энциклопедией данного течения, Ирина Юкина также входит в подборку «Известные феминистки России». В своем произведении Ирина Юкина рассказывает об истории развития этого течения в России, его корнях, задачах, идеологии и результативности.

Кроме того, Юкина называет себя «эксперткой в женской и гендерной истории и социологии» и считает мнение о том, что феминизм завезли в Россию, глупым и нелепым. По убеждению активистки, феминизм в России, как и в других странах, сформировался в обществе «как ответ на проблемы, возникшие в его недрах».

Ирина Юкина, фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

История феминизма

Самые первые упоминания о феминистских проявлениях появились ещё в 789 году, когда впервые в мире Карл Великий издал приказ о создании школ, где могли обучаться не только мальчики, но и девочки. Также к этому времени относят обучение девочек и женщин при монастырях.  

Официальное зарождение феминизма в мире относят к 18 веку. Именно в период Войны за независимость в США женщины впервые заявили о своих требованиях, заключающихся в равноправии и уравнении с мужчинами. Одной из первых феминисток называют Абигейл Смит Адамс. В своей речи в 1776 году она произнесла следующую фразу: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». После этого в США, Франции, Англии и других странах появлялись женщины, которые отстаивали свои права, однако, власти предотвращали подобные проявления феминизма, всячески ограничивая женщин.


Эбигейл Адамс – первая женщина феминистка

Лишь с конца 19 века во многих европейских странах женщины всё же стали наделяться избирательным правом. Развитие феминистского движения в различные периоды приостанавливалось в основном в те годы, когда мир охватывали войны, реабилитация после них. В 1979 году первым международным соглашением, которое провозгласило равенство мужчин и женщин стал Устав Организации Объединенных Наций. Принятие Конвенции о ликвидации дискриминации женщин стало одним из самых значимых результатов феминистского движения даже несмотря на то, что большая часть мусульманских стране его не признала. 

Почему феминизм не устаревает?

В России, на первый взгляд, решены основные проблемы, которые волнуют активисток: аборты в стране разрешены, разводам никто не препятствует, а во главе многих предприятий сегодня – женщины. Однако в нашей стране женщины зарабатывают в среднем на треть меньше мужчин. А те, у кого есть несовершеннолетние дети, платят «штраф за материнство»: зарабатывают еще меньше, чем их бездетные коллеги. Женщины чаще страдают от побоев в семье. Делают в два раза больше домашней работы, чем мужчины, причем часто отказываются ради этого от карьеры или образования. Кроме этого, распространено мнение, что для успеха в жизни, некоего «женского счастья», женщине нужны любовь и семья, а карьера второстепенна или вовсе этому вредит. И это – только то, что лежит на поверхности. Очевидно, что бороться за равноправие необходимо, и это не дань западной «моде» на феминизм, а насущная необходимость, которая затрагивает не только активисток с громкими лозунгами, но и обычных женщин, у которых нет времени осознать, что их права нарушаются до сих пор.

Заключение

Исследовательская работа показала, как развивался феминизм и какое влияние его история имеет на сегодняшнее распространение данного движения в России. Изучив религии и социальное устройство России в различные периоды её истории, мы находим связь между нынешней социальной структурой, стереотипами и их культурными и религиозными предпосылками.

На основании проведённого анкетирования можно сделать вывод о том, что сексизм в России — актуальная проблема, с которой столкнулось более 90% респондентов. Опрошенные признают неравность возможностей мужчин и женщин в российском обществе, наличие разных родов насилия. В силу того, что 88% респондентов — женщины, а 70,9% опрошенных сталкивались с домогательствами, то большая часть женщин признаёт наличие проблемы сексуальных домогательств в обществе. Значительная часть респондентов сталкивалась с домашним насилием и не считает его нормой, поддерживая инициативу принятия закона о домашнем насилии.

Значение данного исследования состоит в том, чтобы распространить актуальную объективную информацию о феминизме и его значении в истории, путём анкетирования выявить важные социальные проблемы в российском обществе и предложить пути их решения. Собранные данные свидетельствуют о том, что проблема домашнего насилия широко распространена в России. Результаты исследования подчеркивают необходимость принятия закона о домашнем насилии и распространения идей феминизма для установления равных прав и возможностей в обществе.

Источник первых 3-х изображений: Freepik

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector